Выступление 17 марта 2020 года на I Открытых Педагогических чтениях по теме «Традиции и инновации в духовно-нравственном воспитании», посвященных Дню Православной книги и 500- летию со дня рождения первопечатника Ивана Федорова.
«Интеллектуальное воспитание в современном образовательном пространстве. Из опыта работы Православной гимназии во имя Преподобного Серафима Саровского г. Бердск»
В педагогике существуют множество видов воспитания: трудовое, эстетическое, гражданское, экологическое, правовое и т.п.
Однако человеку не дано столько силы, чтобы сосредоточивать все свое внимание и всю волю в одно и то же время на занятиях, требующих напряжения совершенно различных свойств духа…
В таком случае остановимся на одном из видов, в который включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Речь идет об интеллектуальном воспитании.
Мы знаем, что под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс. Поэтому я акцентирую ваше внимание на понятие «интеллект»
Если делать контент-анализ этого понятия, то общим будет способность к мышлению и пониманию. А в одном из психологических словарей интеллект трактуется как «стиль и стратегия решения проблем» [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — C.134]. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В.Штерн, Ж.Пиаже и др.) Проще говоря, мы живем в соответствии с уровнем своего интеллекта.
На что же мы должны ориентироваться в процессе интеллектуального воспитания? Только на то, что нетленно, высокодуховно и спасительно – на веру. Веру православную!
Каковы в этом случае педагогические ожидания? Обращусь за помощью к размышлениям профессора Алексея Ильича Осипова на одной из педагогических конференций в 2003 году: «Когда говорим о православном воспитании, то делаем акцент на первое, однако, когда Ньютон открыл закон всемирного тяготения, то он его просто открыл, а вовсе не установил. Православие ничего не устанавливает, а говорит о том, что созвучно человеку и соответствует его природе».
У нас есть ориентир, образец человека – это Господь
Будем честны: школа нацелена на воспитание будущего специалиста, но не человека.
Позволю себе прибегнуть к авторитету Николая Ивановича Пирогова
Знаменитый хирург был попечителем Одесского и Киевского учебных округов, им же была открыта первая воскресная школа в России в 1859г. Итак, отрывок из первой педагогической статьи Н.И. Пирогова, опубликованной в журнале «Морской сборник» в 1856году . (июльская книга, № 9, с. 559 — 597).
— К чему вы готовите вашего сына? — кто-то спросил меня.
— Быть человеком, — отвечал я.
— Разве вы не знаете, — сказал спросивший, — что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?
В начале 90-х годов ХХ столетия перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования.
Православная гимназия во имя Преподобного Серафима Саровского открыла свои двери в сентябре 2008 года. Идут годы, меняются люди, а задача остается прежней: воспитать человека. Просто учиться читать, писать, считать – это «деятельность без цели, не христианская педагогика. Мы должны не просто учиться, а учиться добру», такую установку словами Константина Дмитриевича Ушинского получают дети в начальной школе. (урок по рассказу «Раскаяние»)
Что в этом направлении мы принципиально делаем и не делаем.
Во-первых: гимназия не внедряет форму семейного обучения, так как православный мир – это прежде всего соборность, а не обособленность
Во-вторых: в творческую и трудовую деятельность в обязательном порядке включены гимназисты, родители, преподаватели, вспомогательный персонал гимназии. Результат: прекрасные концерты в переполненном зале, традиционная рыбалка 1 января, посещение больниц и ветеранов, участие в мастер-классах, праздники, подаренные городу.
В-третьих: среди гимназистов не культивируется дух конкуренции, поэтому нет проблем с общением между классами.
В- четвертых: традиционное исполнение гимна России по пятницам придает особую значимость нашему труду и ориентирует ребят на будущее служение своей Родине.
Ежедневные молитвы, уборка классов, доверие журналов и ключей от кабинета нашим детям – это работающие методы интеллектуального воспитания.
В результате успех не становиться самоцелью, ибо его критерии определяются общественным мнением, которое подвержено веяниям времени, а формируются нравственные позиции и ориентиры, закладывающие фундамент дальнейшей жизни.
Не все удается, из неудач делаются выводы, исправляются ошибки.
Так зачисление новых ребят происходит не только после разговора с родителями, но и личной беседы с будущим гимназистом, не взирая на возраст ребенка.
Возрожденному приходу 30 лет, гимназии – 10, а Православию -2000лет. Так что мы в начале пути.
Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь идти далеко – идите вместе.
Поэтому мы и пригласили вас!